В рамках мероприятий прошедшей в августе XVI Международной отраслевой выставки "Строительная неделя Московской области – 2014" состоялась пресс-дискуссия «Перспективы принятия ФЗ о лицензировании предпринимательской деятельности управляющих компаний. Последствия и возможности для участников рынка». Организатор мероприятия - компания NAI Becar.Виктор Козин, исполнительный директор NAI Becar в Москве, выступил модератором мероприятия, отметив: «С 1 сентября 2015 года вступает в силу закон, обязывающий все управляющие компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области управления многоквартирными домами, получить лицензию до 1 мая 2015 года».
Юрий Павленков, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, рассказал присутствующим о рисках и угрозах закона и ожиданиях профессионалов рынка: «Закон вызвал крайне отрицательную реакцию как профессиональных участников рынка управления жильём, так и общероссийских объединений предпринимателей - Деловая Россия, ОПОРА России, ТПП РФ. Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился к Президенту страны с просьбой отложить принятие закона.
Несмотря на то, что с 1 мая участники рынка управления жильём не будут иметь права работать в отрасли без лицензии - МинстройЖКХ пока не подготовил ни одного подзаконного акта, необходимого для реализации данных изменений в ЖК РФ.
Закон, кроме того, не рассчитан на синхронизацию с правовыми актами смежных отраслей экономики - строительства, проектирования, кадастровых работ, оценочной деятельности, технологического и финансового аудита, которые функционируют в режиме саморегулирования.
Не подготовлены квалификационные требования и документы для оценки профессиональной пригодности специалистов и жилищных надзирателей.
Не понятен предмет лицензирования - квалифицируются участники профессиональной деятельности - физические лица, лицензии выдаются (лишаются) субъектам предпринимательской деятельности, дисквалифицируются - вновь участники профессиональной деятельности.
Юрий Павленков подчеркнул, что ГЖИ предоставлены беспрецедентные меры и полномочия, каких нет даже у следственных органов страны, а выдача лицензий по региональному принципу нарушает конституционные нормы о единстве экономического пространства России, что неминуемо увеличит стоимость услуг по содержанию и ремонту МКД, вынуждая крупные межрегиональные компании приобретать лицензии и преодолевать "особенности регионального регулирования" в каждом из 85 субъектов РФ. В таких условиях сложно ожидать позитивных перемен в ближайшей и отдалённой перспективе».
Несмотря на то, что с 1 мая участники рынка управления жильём не будут иметь права работать в отрасли без лицензии - МинстройЖКХ пока не подготовил ни одного подзаконного акта, необходимого для реализации данных изменений в ЖК РФ.
Закон, кроме того, не рассчитан на синхронизацию с правовыми актами смежных отраслей экономики - строительства, проектирования, кадастровых работ, оценочной деятельности, технологического и финансового аудита, которые функционируют в режиме саморегулирования.
Не подготовлены квалификационные требования и документы для оценки профессиональной пригодности специалистов и жилищных надзирателей.
Не понятен предмет лицензирования - квалифицируются участники профессиональной деятельности - физические лица, лицензии выдаются (лишаются) субъектам предпринимательской деятельности, дисквалифицируются - вновь участники профессиональной деятельности.
Юрий Павленков подчеркнул, что ГЖИ предоставлены беспрецедентные меры и полномочия, каких нет даже у следственных органов страны, а выдача лицензий по региональному принципу нарушает конституционные нормы о единстве экономического пространства России, что неминуемо увеличит стоимость услуг по содержанию и ремонту МКД, вынуждая крупные межрегиональные компании приобретать лицензии и преодолевать "особенности регионального регулирования" в каждом из 85 субъектов РФ. В таких условиях сложно ожидать позитивных перемен в ближайшей и отдалённой перспективе».
У практиков рынка есть определенные сомнения и опасения: как механизмы, прописанные в законе, будет реализованы. Дмитрий Липчак, независимый эксперт рынка, вице-президент Гильдии Управляющих и девелоперов, комментирует: «Любое нововведение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Для того, чтобы закон эффективно работал, к его формированию нужно подключать всех участников процесса: представителей государственных структур, потребителей конечных услуг, инспектирующие организации и профессионалов рынка. Если будет проводиться такая всесторонняя работа, то лицензирование как переходный инструмент для допуска на рынок УК позволит сделать отношения прозрачными, а рынок управления недвижимостью эффективным».
С ним соглашается Михаил Корепанов, руководитель департамента эксплуатации объектов недвижимости «Кловер Групп»: «На сегодняшний день нововведения в законе влекут за собой риски, связанные с злоупотреблениями со стороны органов жилищной инспекции, завышенными полномочиями лицензионной комиссии и слабыми рычагами воздействия конечного потребителя услуги на управляющую компанию».
Денис Сороколетов, заместитель генерального директора департамента эксплуатации NAI Becar, подчеркивает: «Для того, чтобы работать по одним стандартам, пользоваться единым понятийным аппаратом, практики рынка создали экспертный совет по стандартизации и обучению в сфере управления и эксплуатации недвижимостью, созданный при НП «Российская Гильдия управляющих и девелоперов». Экспертный совет проводит активную работу по привлечению экспертов рынка для формирования стандартов в сфере управления недвижимостью, позволяющих определить характеристики и базовые услуги, которые необходимы и достаточны для качественного предоставления сервиса. По аналогии можно выстроить взаимоотношения и в структуре ЖКХ, обеспечив взаимодействие с экспертами рынка при доработке подзаконных актов, которые доведут закон до совершенства, устранив все «белые пятна».
Денис Сороколетов, заместитель генерального директора департамента эксплуатации NAI Becar, подчеркивает: «Для того, чтобы работать по одним стандартам, пользоваться единым понятийным аппаратом, практики рынка создали экспертный совет по стандартизации и обучению в сфере управления и эксплуатации недвижимостью, созданный при НП «Российская Гильдия управляющих и девелоперов». Экспертный совет проводит активную работу по привлечению экспертов рынка для формирования стандартов в сфере управления недвижимостью, позволяющих определить характеристики и базовые услуги, которые необходимы и достаточны для качественного предоставления сервиса. По аналогии можно выстроить взаимоотношения и в структуре ЖКХ, обеспечив взаимодействие с экспертами рынка при доработке подзаконных актов, которые доведут закон до совершенства, устранив все «белые пятна».
Виктор Козин, исполнительный директор NAI Becar Москва, подытожил: «Государство озабочено положением дел в сфере жилого имущества страны и качеством предоставляемых услуг. Данный закон призван навести порядок. Мы надеемся, что законодатели нас услышат. При совместной работе всех заинтересованных сторон, возможно, и нужно доработать этот закон, чтобы он стал действенным инструментом воздействия на исполнителей. Таким образом, результатом его внедрения станет качественное изменение результатов работ УК в системе ЖКХ».
http://www.survey-invest.com/