Новые правила предоставления коммунальных услуг гражданам разрабатываются под патронатом Министерства регионального развития. Эти правила заменят ныне действующие, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307. Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области провел несколько семинаров для руководителей профильных структур в муниципальных образованиях, управляющих организаций, ТСЖ, посвященных изменениям в жилищном законодательстве.
Комментарий и.о. заместителя председателя комитета по энергетическому комплексу и ЖКХ, начальника департамента ЖКХ Андрея Гаврилова:
- Новые правила, в которые внесено несколько изменений, должны вступить в силу в 2010 году.
Необходимость новых правил связана с тем, что от ресурсоснабжающих и управляющих организаций поступало в федеральные структуры много обращений по поводу несовершенства некоторых положений действующих правил, принятых в мае 2006 года.
Множество спорных моментов было не урегулировано. Например, в части ответственности управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг и обязанностей жильцов, договорных отношений между населением и управляющей компанией, порядком расчета платежей за жилье и коммунальные услуги.
Какие же изменения ждут потребителей и тех, кто предоставляет коммунальные услуги?
Кардинально изменится то, что новыми правилами узаконены прямые отношения между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, т.е. прямые договоры клиента с организацией, которая поставляет ту или иную услугу. Раньше считалось, что предоставляться все коммунальные услуги должны через управляющую домом компанию.
В новых правилах вводится несколько новых понятий. Не будет разделения на коммунальные ресурсы, которые поступают в дом, и коммунальную услугу, в которую они потом перевоплощаются. Теперь это будет одно понятие - коммунальная услуга.
Для населения в новых правилах наиболее важно то, что меняется порядок перерасчетов коммунальных услуг в связи с отсутствием жильцов дома в летний период. Особенно это коснется пенсионеров, которые все лето проводят на даче или в садоводстве.
Перерасчёт за отсутствие по месту проживания будет осуществляться на основании предварительных заявлений граждан. То есть человеку, который будет отсутствовать по месту жительства, нужно написать заявление о том, что, например, с 1 мая по 1 октября он не будет проживать в квартире и соответственно, пользоваться коммунальными услугами. Самое главное, что это заявление нужно написать раньше периода отсутствия. Если по каким-либо объективным причинам человек задержался больше указанного в заявлении срока, будут учитываться эти индивидуальные причины.
Следующий момент, который касается непосредственно жителей и управляющих компаний, связан с тем, что раньше решение об установке общедомовых приборов учета принимали собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Теперь такое право появится и у ресурсоснабжающих организаций.
Если организация, обеспечивающая дом ресурсами, замечает значительные потери тепла, воды, и при этом управляющая организация не принимает никаких мер, чтобы исправить ситуацию, то поставщик услуги вправе установить в доме прибор учета. Начисление оплаты в доме в этом случае будет происходить по показаниям приборов учета.
Могут возникнуть дополнительные платежи, но это будет стимулировать жителей дома усилить контроль за деятельностью управляющей компании и своевременно проводить ремонты внутридомовых сетей, чтобы избежать потерь коммунальных услуг.
На ваш взгляд, будут трудности в муниципальных образованиях с исполнением этих правил?
Задача этих правил не внести трудности, а облегчить жизнь населения, ресурсоснабжающих и управляющих компаний.
Как сегодня в области идет процесс создания ТСЖ, выбора управляющих компаний, реформа ЖКХ в целом? Насколько собственники жилых помещений осмысливают жилищный кодекс 2005 года, который кардинально изменил все взаимоотношения в коммунальной и жилищной сферах?
Считаю, что есть серьезные изменения в лучшую сторону. Если первые шаги делались с использованием административных муниципальных рычагов, обещаний, то сегодня этот процесс уже не нужно направлять. Люди сами понимают необходимость самостоятельно управлять домом, быть в нем хозяевами, и интерес населения возрастает.
У домов появился хозяин, и как бы трудно не было, он следит - куда направляются деньги, считает каждую копейку. Конечно, ситуацию, которая складывалась десятилетиями в одночасье не исправить, если взять, например, необходимые ремонты. Практика последних двух лет показала, что за достаточно короткое время жители сами определили «болевые точки», и многие дома провели капитальные ремонты, ситуация улучшилась. ТСЖ развивается, растет интерес у жителей к этому способу управления, вообще интерес к управлению домом.
За полтора года количество ТСЖ увеличилось в два раза. Сейчас в управлении ТСЖ находится порядка 7-8% жилищного фонда области. Подавляющее большинство домов избрали управление с помощью жилищных компаний. Остается лишь небольшая доля домов, где собственники еще никак не определились.
Как образовывались управляющие компании, из каких структур они создавались?
Увеличилось количество частных управляющих компаний. На сегодняшний день они уже преобладают на территории большинства муниципальных образований. Многие из них созданы на базе муниципальных предприятий, в ряде случаев - на базе отдельных участков этих муниципальных предприятий. Они акционировались и приобрели частную форму управления.
Сегодня это уже иные компании, коммерческие, и в их задачи входит не просто получение прибыли, но прежде всего - эффективный результат деятельности. Есть единичные случаи недобросовестного выполнения обязательств, но при наличии действенного контроля со стороны собственников этого опасаться не стоит. Положительные примеры работы преобладают.
Задачей ближайших лет будет проведение политики энергосбережения, энергоэффективности. Как она будет реализовываться в области?
Принят федеральный закон об энергоэффективности, внесены поправки в 185-й федеральный закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ.
Если в 2008 году мы работали с двенадцатью условиями, выполнив которые можно получить средства из фонда, то в 2009 году появилось еще одно обязательное условие - наличие региональной программы установки общедомовых приборов учета. За два года мы должны все дома оборудовать счетчиками. В 2010 году необходима будет программа повышения энергоэффективности.
В ближайшие месяцы такая программа будет разрабатываться. Повышение энергоэффективности, в основном, затрагивает процесс производства, в том числе коммунальный блок, процесс транспортировки и потребления услуги.
Возможность применения энергосберегающих технологий существует также в общедомовых помещениях, на лестничных клетках, в подвалах, например. Сбережение тепловой энергии возможно благодаря современным приборам отопления, установке экономичных батарей, снижению объемов потребления газа и многому другому.
С 1 января должен несколько измениться и порядок сбора платежей за жилье и коммунальные услуги. Какие изменения нас ждут?
Расширятся полномочия действующих расчетно-кассовых центров (РКЦ). Они смогут увеличить спектр услуг.
Раньше РКЦ занимались ведением базы данных, начислением платежей, анализом поступления средств, распечаткой квитанций. С изменением законодательства о банковской деятельности изменились и их функции. В квитанции должны быть четко определены получатели денежных средств, поставщики услуги. При наличии нескольких поставщиков и прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией и населением единую квитанцию составить сложно.
Единая квитанция остается в случае, если управление домом осуществляется жилищной компанией или ТСЖ, которые полностью берут на себя взаимоотношения с поставщикам услуг. Если этого нет, существуют отдельные квитанции - на воду, тепло, газ, электроэнергию, либо делается общая квитанция, в которой по каждому платежу указывается получатель средств.
РКЦ скорее выполняет информационно-расчётную функцию - учитывает поступление оплаты на счета, собирает данные о начислении платежей населению по каждой из услуг, проверяет поступления средств на счета поставщиков услуг.
С нового года через расчетно-кассовые центры может идти оплата налоговых платежей, алиментов и так далее. В общем, всех обязательных платежей, которые раньше проводились только через банк.
В Ленинградской области действует около 15 расчетно-кассовых центров, которые теперь смогут оказывать услуги населению по принципу «единого окна».
По информации Департамента информационной политики правительства Ленинградской области