В Законодательном Собрании Карелии в мае прошли парламентские слушания "Проблемы и перспективы реализации реформы ЖКХ. Правоприменительная практика". Их организаторами выступили карельский парламент и общественный совет при Министерстве регионального развития России.
Как было отмечено на слушаниях, тема реформирования ЖКХ настолько глобальна и сопряжена с таким множеством проблем, что обсуждать ее можно едва ли не бесконечно. Поэтому участники дискуссии остановились на наиболее острых из них. При этом слово было предоставлено всем заинтересованным сторонам: представителям органов власти, прокуратуры, общественных организаций, руководителям управляющих компаний и ТСЖ, горожанам. Соответственно была возможность сравнить самые разные точки зрения на реформу: как видят ее изнутри участники процесса и как воспринимают изменения потребители жилищно-коммунальных услуг.
В жилищно-коммунальном хозяйстве Карелии действует 59 управляющих организаций и 281 ТСЖ. Доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали и реализуют способ управления, составляет 51,9%. При этом приоритет жильцы отдают управляющим организациям, из которых 78,2% являются частными.
По итогам слушаний напрашивается вывод: к реформированию ЖКХ нужен системный подход. И первоочередная задача - определить, на какие направления нужно направить средства в первую очередь.
Почему деньги не текут рекой?
Как известно, одной из целей реформы является вовлечение в управление домами собственников жилых помещений. Процесс этот идет туго, и государство предпринимает меры, чтобы его стимулировать. Например, на те же деньги на капитальный ремонт многоквартирных домов из федерального Фонда содействия развитию ЖКХ в прошлом году могли претендовать те муниципальные образования, где не менее чем в 5% домов созданы товарищества собственников жилья (с 2009 года - не менее чем в 10%).
Казалось бы, вполне логично. Но на деле это зачастую оборачивается бумажной фикцией и дискредитацией идеи. Как отметил в своем выступлении на слушаниях заместитель председателя комиссии по местному самоуправлению и жилищной политике Общественной палаты России Олег Алексеев, в результате по стране было создано огромное количество неэффективных и фактически не работающих ТСЖ. <Хотя мы пониманием, что без реальной активизации этого уровня самоуправления в сфере ЖКХ рассчитывать на серьезные изменения невозможно>, - подчеркнул Олег Алексеев. При этом, по его словам, механизм получения федеральных средств достаточно сильно забюрократизирован и, к сожалению, не исключает возможностей для коррупционных проявлений, когда деньги получают некие избранные управляющие организации, работающие, так сказать, в излишне тесном контакте с органами местного самоуправления.
Все это затрудняет приток в сферу ЖКХ государственных средств, которые ей так необходимы. Частные инвестиции тоже идут далеко не так активно, как ожидалось. По крайней мере <локомотивом реформы> они явно пока не стали. Соответственно государству необходимо задуматься, как создать условия для более интенсивного привлечения частного капитала в жилищно-коммунальное хозяйство.
Жильцы ищут правду в судах
Понятно, что за денежными вложениями в ЖКХ, хоть государственными, хоть частными, необходим общественный контроль. И здесь многое упирается во взаимоотношения управляющих организаций и собственников жилых помещений. Председатель Государственного комитета РК по реформированию ЖКХ Владимир Корягин не стал скрывать: сегодня практика решения наиболее острых жилищных проблем зачастую складывается из судебных исков. <Такой подход к защите законных прав и интересов собственников приводит к объективным сложностям, учитывая, что сторонами договора управления, с одной стороны, является юридическое лицо со штатом специалистов, с другой - каждый собственник в отдельности>, - сказал Владимир Корягин.
Пришедшие на слушания горожане выразились по существу этого вопроса не так сдержанно. Одна из участниц задала риторический вопрос: зачем управляющей компании держать в своем штате, скажем, 5 юристов? Чтобы судиться с жильцами? Посетовали горожане на непрозрачность финансовых потоков управляющих организаций: крайне трудно отследить, на что конкретно были израсходованы средства, насколько обоснованы затраты и так далее.
Представители управляющих организаций, со своей стороны, указали на низкую активность самих жителей многоквартирных домов. Даже созвать общее собрание собственников в большинстве случаев крайне непростая задача. Сами управляющие компании по закону не могут выступать организаторами таких собраний, а жильцы порой относятся к своему праву участвовать в принятии решений по насущным вопросам с удивительным равнодушием. Особенно сложные ситуации складываются в тех домах, где много квартир сдается внаем: там собственников нередко вообще не отыскать.
Суровые будни ТСЖ
Конечно, высказанные выше претензии справедливы далеко не во всех случаях. В Карелии, разумеется, тоже создаются ТСЖ, но, признает Владимир Корягин, их количество пока не слишком велико. Возможно, дело в том, что люди еще не готовы к управлению своей собственностью, но есть и другие причины: в своей работе товарищества собственников жилья сталкиваются с целым рядом трудностей.
Так, несмотря на упрощение с января прошлого года процедуры регистрации ТСЖ как юридического лица оно все еще обходится жильцам слишком дорого. Кроме того, коллизии в действующем законодательстве создают дополнительные сложности в управлении жилищной недвижимостью. Например, до сих пор отсутствует четкое определение понятий управления и эксплуатации жилфонда, не решены вопросы неразделенной до конца собственности. Выступившие на слушаниях руководители ТСЖ пожаловались, что органы местного самоуправления неправомерно сдают в аренду общее имущество домов, в частности, подвалы. Земельные участки, также относящиеся к общему имуществу, зачастую используются муниципалитетами под уплотнительную застройку.
Большая проблема - передача бухгалтерской и технической документации при изменении формы управления домом. Некоторые ТСЖ месяцами не могут добиться от управляющей компании необходимого комплекта бумаг. <Работаем вслепую, - говорят представители таких товариществ, - и получаем множество предписаний от контролирующих органов. А управляющие организации между тем не несут никакой ответственности за то, в каком состоянии нам были переданы дома:>
Если компромисс найти не удается, есть выход - обратиться в прокуратуру. По словам старшего помощника прокурора республики Аллы Сухановой, ТСЖ этим правом пользуются достаточно активно. При этом представитель надзорного ведомства подчеркнула важность роли специализированного органа государственного контроля в этой области. Алла Суханова сообщила, что приняты меры прокурорского реагирования по созданию в Карелии Государственной жилищной инспекции в статусе самостоятельного юридического лица. Сейчас, как известно, инспекция входит в структуру Госкомитета по реформированию ЖКХ.
Тарифы должны быть прозрачными
Впрочем, прозрачной и открытой должна быть не только работа управляющих организаций или ТСЖ, но и деятельность органов государственной власти. Примечательно, что на слушаниях об этом говорили сами чиновники. Председатель Госкомитета по энергетике и регулированию тарифов Олег Тельнов рассказал, что в соответствии с недавними изменениями в федеральном законодательстве ведомства, отвечающие за регулирование тарифов, теперь обязаны публиковать в открытом доступе набор тех показателей, из которых складывается стоимость того или иного ресурса. <Надеемся, что доступность такой информации для потребителей снимет большую часть вопросов об обоснованности тарифов>, - добавил Олег Тельнов.
Он уточнил, что тарифы на многие виды услуг в сфере ЖКХ, действующие в Карелии, являются одними из самых низких на Северо-Западе. Так, в республике значительно ниже среднего тарифы на тепловую энергию мазутных котельных, водоснабжение и водоотведение, самая низкая цена на природный газ. За электроэнергию население Карелии также платит меньше, чем жители соседних регионов. Тем не менее недовольство возникает. Во многом это связано с тем, что рядовому потребителю сложно понять достаточно запутанный механизм тарифообразования. В частности, не все знают, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются не в Москве и не республиканской властью, а муниципалитетами. А ведь именно их необоснованное завышение ведет к тому, что в счетах граждан появляются совсем не те суммы, которые они ожидали.
Необходимо объединить усилия
По итогам слушаний напрашивается вывод: к реформированию ЖКХ нужен системный подход. Ставится задача определить, на какие направления нужно направить средства прежде всего. Причем решающее слово должно принадлежать не чиновникам и коммерческим организациям, а самим жителям городов и поселков. Именно для того чтобы выяснить мнение граждан, Объединенная комиссия по развитию Петрозаводска по инициативе Николая Левина начала реализацию нового начинания - составление коммунального паспорта города.
Коммунальный паспорт должен представлять собой свод проблем каждого дома, конкретный список вопросов, требующих оперативного вмешательства коммунальных служб. С этой целью горожанам предлагается заполнить анкету, в которой предстоит оценить общее состояние дома, качество водоснабжения, отопления, обеспечения газом, электроснабжения, состояние дорог и тротуаров, двора, подъездов, вывоз мусора и прочее. На основе сведений, собранных в коммунальном паспорте, будут формироваться перечень первоочередных работ и порядок их финансирования. Проблемы и вопросы, обозначенные в коммунальном паспорте, станут предметом пристального контроля со стороны Объединенной комиссии по развитию Петрозаводска.
Эту идею, кстати, высоко оценили московские участники слушаний. Как отметил Олег Алексеев, инициатива Объединенной комиссии позволит понять, дает ли результаты то, что сейчас делается в сфере ЖКХ, и как относятся к этому граждане. То есть фактически коммунальный паспорт - это обратная связь с населением и возможности для общественного контроля.
Возможно, опыт Петрозаводска заинтересует и другие регионы. Рекомендации и предложения, которые были одобрены участниками слушаний, будут направлены в Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, органы республиканской власти и местного самоуправления.
Наталья ОВСЯННИКОВА, http://gov.karelia.ru/Karelia/1921/12.html