- 10 января 2013 года в ходе совещания-видеоконференции по вопросам тарифной и ценовой ситуации в сфере коммунальных и жилищных услуг;
- 28 марта 2013 года на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства;
- 15 апреля 2013 года на совещании Д.А.Медведева с вице-премьерами.
Несмотря на значительный оборот жилищно-коммунальной отрасли в 2012 году (4,2 трлн рублей, или 6,8% ВВП Российской Федерации), эффективность деятельности ЖКХ остаётся крайне низкой.
Объём платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2012 году превысил 1,5 трлн рублей. Доходы организаций ЖКХ более чем на 40% формируются в результате предоставления услуг населению. При этом в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения расходы организаций превышают доходы.
Состояние основных фондов ЖКХ характеризуется высокой степенью износа. Нормативный срок отслужило более 60% основных фондов.
Объёмы потерь воды составляют около 27%, тепловой энергии на отопление – почти 15%, в сетях горячего водоснабжения – 10%. Расход энергетических ресурсов организациями ЖКХ в России в среднем на 25–30% выше, чем европейскими предприятиями.
Связанное с постоянным ростом расходов организаций ЖКХ удорожание тарифов на коммунальные услуги приводит к росту совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, который в значительном количестве субъектов Российской Федерации опережает темп роста доходов населения. При этом меры, направленные на сглаживание негативного воздействия на население и сдерживание темпов роста платежей за коммунальные услуги в пределах 6–7,5% в среднегодовом исчислении, приводят к существенным расходам региональных бюджетов. Так, в 2012 году фактические расходы на компенсацию разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами на услуги ЖКХ для населения превысили 105 млрд рублей.
В настоящее время государство принимает ряд мер, направленных на решение текущих проблем и развитие отрасли. В частности, Правительством Российской Федерации реализуются мероприятия по привлечению частных инвесторов в отрасль в рамках законодательства о концессиях (Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях») и плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2011 года №1493-р.
Также государством стимулируются усилия по применению инноваций. Основным инструментом здесь выступает софинансирование на определённых условиях мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры с применением инноваций и мероприятий по разработке новых технологий через институты развития, а также через реализацию федеральных целевых программ.
В частности, Федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011–2017 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года №1092, направлена на обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.
Одним из ключевых мероприятий программы является модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также строительство на всей территории Российской Федерации новых объектов водоснабжения, водоотведения и канализации.
В ходе реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года №613, разработана инновационная технология переработки осадков сточных вод предприятий ЖКХ с использованием статического обезвоживания.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года №568, ведутся научные исследования, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, сфокусированные на повышении технологической эффективности систем жилищно-коммунальной инфраструктуры.
В настоящее время разрабатываются инновационные технологии и технические решения, позволяющие снизить энергозатраты и повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в зданиях и сооружениях. По результатам разработок на пилотных объектах реализуется ряд мероприятий, обеспечивающих существенное снижение коммунальных платежей.
В целом государственная поддержка в виде финансирования инновационных проектов в ЖКХ через такие институты развития, как фонд «Сколково», ОАО «Роснано», Внешэкономбанк, Российская венчурная компания и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, составила не менее 53 млрд рублей.
Стенограмма начала заседания:
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня в рамках нашего президиума мы поговорим об инновационном потенциале, может быть, самой сложной отрасли нашего народного хозяйства, которая есть, я имею в виду жилищно-коммунальное хозяйство. Проблем здесь много, мы их неоднократно обсуждали на различных уровнях, не буду их все повторять, вы хорошо их знаете.
Сегодня сконцентрируемся на инновационном аспекте. Возможностей тоже немало, рынок огромный и потенциально очень перспективный. Мы располагаем огромным ресурсным потенциалом и по воде, и по газу. Но пока всё идёт по трубам, в значительной степени это всё теряется, и это наша основная проблема. По той статистике, которая является общедоступной, в процессе транспортировки теряется до 27% воды, тепла теряется не менее 15%. И в целом, конечно, у нас здесь ситуация выглядит крайне непривлекательно, поэтому, собственно, мы с вами встретились на трубном заводе, который занимается производством пластиковых труб.
Расход энергоресурсов по предприятиям ЖКХ в среднем у нас на четверть, а иногда и на треть, и даже на половину выше, чем в современных государствах Европы. Мы планировали всё это в определённый период, коммунальная инфраструктура и технология её разработки были передовыми на период, когда мы начали массовое жилищное строительство в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Но сегодня всё это существенным образом устарело. Всё время ставят вопрос о нормативной базе. Вот мы даже сейчас посмотрели образцы, которые представлены здесь на выставке, и тоже сразу возник вопрос о необходимости приведения соответствующих нормативов в соответствие с требованиями времени. Конечно, это всё огромный ресурс для экономии за счёт внедрения современных технологических и управленческих решений. Ряд поручений, конечно, как и принято, я по итогам нашего президиума сформулирую в конце.
Несколько моментов обозначу для начала дискуссии. Первое касается изношенности инфраструктуры. Около 60% основных фондов отслужили нормативный срок. Это означает и рост аварийности, и потери в сетях, и, естественно, очень высокие, крайне задранные эксплуатационные расходы. Средства уходят в текущее поддержание работоспособности системы, а модернизация, естественно, финансируется по остаточному принципу, и, наверное, это один из основных вызовов, которые мы обязаны преодолеть.
Государство участвует в обновлении жилищно-коммунального сектора через федеральные целевые программы, через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но даже несмотря на то, что мы все понимаем, этих средств, как и всегда, не хватает, надо, чтобы тем не менее они работали эффективно, стимулировали внедрение самых современных технологий, долговечных и энергосберегающих материалов. Реконструированные объекты, естественно, также должны быть под контролем, оборудованы автоматизированными системами диагностики сетей и учёта ресурсов, что сейчас делается по целому ряду направлений.
Второе, о чём хотел бы сказать: к сожалению, пока отрасль не обладает высокой инвестиционной привлекательностью. Хотя, исходя из общих соображений, должна обладать таковой, потому что коммуналка огромна и что бы ни происходило на мировых рынках, какие бы кризисы ни возникали, всё равно жилищно-коммунальное хозяйство будет развиваться, будет существовать и в этом смысле обладает (должно обладать) именно повышенной привлекательностью. Но пока этого нет.
Для повышения доли частных инвестиций в жилищно-коммунальный сектор мы обязаны завершить формирование нормативной базы, которая регулирует отношения в этой сфере. Более активно этим должны заняться и субъекты Федерации, тем более что регионам в ближайшее время предстоит среди прочего утвердить схемы водо- и теплоснабжения, завершить учёт объектов коммунальной инфраструктуры и принять долгосрочные тарифные решения.
Если говорить о тарифах, мы приняли целый ряд непростых решений, касающихся нулевого роста тарифов для естественных, или инфраструктурных, монополий в отношении промышленных потребителей. При этом с учётом того, что ситуация в жилищно-коммунальной сфере сложнее, чем ситуация для промышленных потребителей, мы исходим из того, что для населения тарифы будут проиндексированы в среднем по формуле «инфляция минус 30%», что тоже в целом даёт основания надеяться на некоторое смягчение тарифной составляющей и определённые улучшения, которые должны получить в результате этого наши граждане. В связи с этим нужно уделить особое внимание внедрению инновационных технологий и иметь в виду, что это основное решение, основной ключ к решению вопроса о затратах.
Третье, что хотел бы сказать, – это техническое регулирование. Система норм, стандартов, правил находится в подвижном состоянии, требуется её такой регулярный upgrade, и нам необходимо открывать возможности для применения новых материалов и технологий. А с другой стороны, делать более жёсткими требования к эффективности, как и требования в отношении безопасности и надёжности инфраструктуры в целом.
Определённая поддержка (и это четвёртое, что я хотел бы сказать) оказывается таким инновационным разработкам со стороны государства через систему всем известных институтов развития. Вот через систему соответствующих институтов в 2011 году и в 2012–2013 годах в проекты в сфере ЖКХ было вложено около 53 млрд рублей. Более 2 млрд направлено на прямую поддержку научных исследований и разработок, а также на программы, которые существуют между высшей школой и высокотехнологичной промышленностью, на программы кооперации.
И, может быть, ещё одна тема, которую я бы хотел обозначить (мы как раз сейчас ходили по заводу, тоже говорили об этом), – вопрос спроса на отечественные материалы и оборудование. Даже на этом предприятии используется российское сырьё, что, понятно, хорошо, но в то же время оборудование, естественно, всё иностранное, потому что мы такого не делаем. Российская промышленность тем не менее может уже по ряду направлений предложить конкурентоспособную продукцию. Те же самые трубы, которые мы сегодня смотрели, – вполне конкурентоспособный товар. При этом при закупках далеко не всегда у нас приобретаются российские товары. Важно создавать условия для того, чтобы выгоднее было не импортировать оборудование, а заимствовать наилучшие технологии и осуществлять локализацию производства в России, что, конечно, частично делается, но недостаточно.
Вот набор тем, которые я хотел бы сегодня обозначить. Для доклада, надеюсь, короткого, но ёмкого, передаю слово Министру регионального развития. Пожалуйста, Игорь Николаевич (обращаясь к И.Слюняеву).
И.Слюняев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Инновационная активность в жилищно-коммунальном хозяйстве сегодня в 2 раза ниже, чем в среднем по России, и самая низкая по сравнению с другими видами экономической деятельности. Удельный вес инноваций, товаров, работ и услуг в сфере ЖКХ составляет примерно 0,4% и начиная с 2009 года сократился в 4 раза. Справочно: инновационная активность в экономике составляет примерно 10,3%, в ЖКХ – 5,6%.
Несмотря на то что оборот жилищно-коммунальной отрасли превышает 4 трлн рублей в год, в ЖКХ осуществляют деятельность 36 тыс. предприятий и организаций, проекты по внедрению современных технологий носят пока случайный, эпизодический характер, а сами инновации не оказывают значимого влияния на качество жилищно-коммунальных услуг. Вот в качестве примера Вы приводили, Дмитрий Анатольевич, работу Фонда содействия реформированию ЖКХ: 47 энергоэффективных домов построено в рамках программ фонда, только 17 заложено. Общая площадь таких домов не превышает 45 тыс. квадратных метров – это капля в море жилищного строительства.
Среди основных причин низкой инновационной активности в ЖКХ можно выделить следующие. Первая и основная – это низкая инвестиционная привлекательность отрасли, где износ основных фондов превышает 60% и более, где колоссальные потери коммунального ресурса, а также длительный срок окупаемости проектов. Во-вторых, высокие риски и отсутствие гарантий возврата вложенных инвестиций, в том числе и в инновационные технологии. В-третьих, это консерватизм системы управления, инертность органов местного самоуправления к внедрению новых технологий, дефицит стимулирующих мер на законодательном уровне и в первую очередь мер финансового характера, недостаток квалифицированных кадров. Более того, у нас не было вообще кадровой политики. Только в текущем году мы выработали федеральный образовательный стандарт по предприятиям отрасли ЖКХ, а также подготовили профессиональный стандарт отрасли ЖКХ, надеемся до конца года его совместно с Минобром утвердить.
Отсутствие дешёвых и длинных денег также не добавляет инвестиционной привлекательности в отрасль ЖКХ. Через совершенствование нормативной базы многие преграды на пути инвестиций в отрасль уже устранены. Хотел бы отметить большой личный вклад в законодательное обеспечение отрасли ЖКХ курирующего вице-премьера Козака Дмитрия Николаевича. Есть в России масса удачных инновационных разработок в сфере ЖКХ. В частности, мы являемся лидерами на постсоветском пространстве в применении мембранных технологий очистки воды, современных технологий при производстве труб и при производстве снегоплавильного оборудования. Реализуется ряд успешных проектов в области малой энергетики и когенерации. Есть разработки, в том числе успешно реализованные, в области тепло-, водо-, энергоснабжения, потребления в области комплексного управления жилым фондом. В рамках федеральных программ ведутся научные исследования и опытно-технологические работы по повышению технологической эффективности отрасли систем жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Управленческие инновации в жилищно-коммунальной сфере играют пока незаметную роль, мы только начинаем свой путь в этом направлении. Минрегион России с этого года начал бесплатно предоставлять органам местного самоуправления типовые программные решения по обработке данных о состоянии жилого фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Это только начало пути.
В рамках готовящейся Концепции реформирования ЖКХ мы презентуем продукт «Новая амортизационная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве», цель которой придать инвестиционную направленность начисленной амортизации и перейти от накопленных недоремонтов к простому, а затем и к расширенному воспроизводству в ЖКХ. На ветхих, старых, изношенных, выбывающих основных фондах сложно построить энергоэффективную и даже просто эффективную экономику. Отрасли ЖКХ необходимы инвестиции, и мы создаём такие условия для привлечения инвестиций. Большие надежды отрасль возлагает на создание государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ – законопроект, который готовится ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
ГИС ЖКХ позволит анализировать бюджетно-тарифные решения, контролировать качество и объёмы инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, наладить учёт коммунального ресурса и коммунальных услуг на всех этапах (производство, распределение, транспортировка, потребление) и объёмов коммунальных платежей, а также обеспечит учёт жилого фонда.
Выстраивание эффективной системы управления является главным условием масштабного внедрения инноваций в жилищно-коммунальную сферу. Уточняя состав и требования к проектно-сметной документации, Минрегион проводит работу, и на стадии проектирования объектов капитального строительства, коммунальных объектов мы могли бы оценить эффективность технических решений и последствий применения материалов и решений с точки зрения последующей эксплуатации. Первый шаг в этом направлении уже сделан за счёт обязательной разработки схем тепло-, водоснабжения и водоотведения и требований к программам комплексного развития коммунальной инфраструктуры, программы модернизации коммунальных систем. Что особенно важно, все эти решения принимаются на предпроектной стадии.
Необходимо аналогичный подход применять и на следующем этапе – этапе проектно-изыскательских работ. Чрезвычайно важно стимулировать инновации на стадии подготовки технического задания для разработки конкурсной документации: заключение государственных контрактов, муниципальных контрактов в рамках федеральной контрактной системы, в том числе через применение контрактов жизненного цикла. Такие контракты предусматривают в качестве критерия отбора исполнителя не просто уровень цены или минимальную цену, но и совокупные расходы, показатели эффективности, энергоэффективности на всех стадиях строительства, эксплуатации, ремонта и даже утилизации объекта.
Нам предстоит нормативно-техническими документами закрепить понятия и параметры жизненного цикла жилого фонда, зданий и сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры, разработать и утвердить классификацию...