Тезисы выступления Министра регионального развития Российской Федерации Виктора Басаргина на XI Форуме ЖКХ (г. Москва, Президент-отель, 16 марта 2010 года).
Прошедший с момента проведения предыдущего 10-го Всероссийского Форума жилищно-коммунального хозяйства год был непростым. Сокращение ряда инвестиционных программ, уменьшение потребления оказали влияние на отрасль. Однако, жилищно-коммунальное хозяйство сохранило позиции социально-значимой и системообразующей отрасли, сформировавшей 5% валового внутреннего продукта страны.
Подводя итоги работы, хотел бы отметить основные моменты.
Во-первых, за прошедший год удалось повысить устойчивость функционирования отрасли.
Несмотря на продолжительные низкие температуры на большей части территории страны, нынешней зимой на системах жизнеобеспечения отмечено снижение аварийных и чрезвычайных ситуаций до 33 по сравнению с 34 за отопительный период 2008-2009 годов. Хотел бы, пользуясь предоставленной возможностью, поблагодарить работников соответствующих организаций. Ваш напряженный, а порой самоотверженный труд позволил пройти зиму с меньшими проблемами для населения и экономики чем в предыдущие годы.
Показательно, что в тех регионах, где реформа ЖКХ проходит эффективно, там вообще отсутствуют аварийные и чрезвычайные ситуации (Республика Татарстан, Липецкая область, Чукотский автономный округ), а там где реформа пробуксовывает, там и большее число аварий.
Значительный прогресс достигнут в проведении капитальных ремонтов ликвидации аварийного жилья. Катализатором роста стали средства федерального бюджета, в первую очередь, направленные через Фонд ЖКХ.
На начало марта 2010 года правлением Фонда одобрены 285 заявок от 81 субъекта Федерации на предоставление поддержки в объеме 167,1 млрд. рублей (или 68,6% объема средств Фонда). 18 субъектов Федерации за 2008-2009 годы уже выбрали лимит средств .
На проведение капремонта многоквартирных домов только в 2009 году было направлено 152,6 млрд. рублей, в том числе за счет средств Фонда - 112,5 млрд.рублей (из средств субъектов Федерации - 40,1 млрд. рублей). С использованием этих средств отремонтированы и ведется капремонт 81 544 домов (площадью 224,2 млн.кв.м.), где проживают почти 10,5 млн. человек.
Расходы на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом программ необходимости стимулирования рынка жилья составили 69,7 млрд. рублей. Всего жилищные условия улучшат более 137 тыс. человек.
Средства Фонда и региональных бюджетов, направленные на завершение строительства жилья в высокой степени готовности позволили ввести 1052 домов площадью 5 млн. м2 в которые переедут более 78 тыс. человек.
Всего работами, финансируемыми при участии средств Фонда, была обеспечена занятость более 350 тыс. человек.
Условия предоставления помощи Фондом существенно активизировали реформу.
Регионами, получившими поддержку из средств Фонда, утверждены графики, предусматривающие ликвидацию перекрестного субсидирования не позднее 1 января 2011 года, предусмотрены обязательства по переходу на монетизацию льгот. Эти шаги требуют тщательного просчета последствий на региональном и местном уровне. Считаю, что этим нужно заняться уже сейчас.
Достигнуты коренные преобразования в системе управления жилищным фондом. Наиболее высокой доли многоквартирных домов, определившихся с формой управления удалось достичь в регионах Приволжского (83%), Центрального (78%) и Сибирского (79%) федеральных округов. Лишь в Дальневосточном федеральном округе этот показатель - 54%.
Из числа выбранных собственниками помещений управляющих организаций около 82% частные. Их доля на рынке жилищных услуг за 2 последних года увеличилась вдвое.
В стране уже создано 55,9 тыс. товариществ собственников жилья. Общая площадь жилищного фонда ТСЖ достигла 16,8%. Наиболее высок этот показатель в Приволжском (20,7%) и Центральном (19%) федеральных округах, а наиболее низкий - в Дальневосточном федеральном округе (13%).
Усовершенствована система социальной защиты. В 2009 году выпущены нормативно-правовые акты, направленные на переход к полной оплате всех коммунальных услуг, поочередно переводя на полную оплату услуги, начиная с тех, что более легко регулируются и контролируются населением, а так же к единой для всех регионов методики расчета предоставления субсидий гражданам на оплату ЖКУ. В настоящее время мы работаем над проектами законодательных актов, обязывающих собственников устанавливать приборы учета и расплачиваться только по их показаниям.
Готовятся поправки в Федеральные Законы, закрепляющие меры ответственности управляющих компаний, введение в практику системы страхования, установление гарантий для потребителей услуг в случае банкротства управляющих компаний.
Важным механизмом, обеспечившим поддержку отрасли, стало финансирование за счет федерального бюджета мероприятий субъектов Федерации на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники в размере 20 млрд. рублей, к которым на принципах софинансирования добавились 9,6 млрд. рублей из региональных бюджетов. В этой программе приняли участие все 83 субъекта Федерации и администрация г.Байконур. В результате регионами было приобретено 19 605 единиц техники, из которых - 6017 единиц это коммунальная техника.
Государство продолжало активно инвестировать в модернизацию отрасли и привлекать инвестиции из внебюджетных источников. Несмотря на кризис, в 2009 году по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» было выделено свыше 6 млрд. рублей.
Заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования программы «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России. В ее рамках уже реализуются 10 проектов.
Велась активная работа по привлечению международного опыта в процесс создания нормативно-правовой базы и реализации проектов в области энергоэффективности. Так, Минрегионом России совместно с Международным банком реконструкции и развития разрабатывается совместный проект по повышению энергоэффективности в ЖКХ.
Одним из основных направлений развития отраслей жилищно-коммунального хозяйства оставалась жилищная политика государства. Благодаря своевременным антикризисным мерам удалось сохранить базовую инфраструктуру рынка жилищного строительства и ипотечного кредитования, не допустив «провала» отрасли.
Объем ввода жилья по итогам 2009 года составил 59,8 млн. кв. м или 93,3% к уровню 2008 года. При плановых параметрах в 52 млн. кв. м.
Существенную поддержку жилищному рынку оказало выполнение обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. На указанные цели направлено более 105 млрд. рублей, что позволило улучшить жилищные условия 77 тыс. семей различных категорий. Отдельно отмечу работу по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. За счет 45,8 млрд. рублей, выделенных из федерального бюджета, улучшил жилищные условия 25 171 ветеран.
Все это способствовало тому, что в 2009 году с тем или иным участием государства было построено почти 30% жилья. При этом коэффициент доступности жилья в 2009 году снизился до 4,5 лет. По итогам 2008 года этот показатель был 5,4 года.
Вместе с тем в отраслях ЖКХ существует множество проблем, которые необходимо решать в краткосрочный и среднесрочный период.
На предыдущем Форуме мы с вами констатировали, что коренной проблемой реформы ЖКХ стал факт, что отрасли не удалось привлечь частные инвестиции для коренной модернизации.
Кризисный 2009-й год наглядно подтвердил это. Сегодня в отрасль инвестируется порядка 170 млрд.рублей в год или менее 6% от оборота рынка услуг ЖКХ. Вложения из региональных и местных бюджетов, превышающие 1 трлн.рублей в большинстве идут на закрытие текущих проблем. В конечном итоге, не выполняется даже поддержание инфраструктуры на существующем уровне. Если 2007-2008 годах рост износа был остановлен, то в 2009 году количество тепловых сетей, выслуживших установленные сроки увеличилось с 24,5 до 32,7%, водопроводных сетей - с 37,1 до 43,9%.
Изношенность основных фондов уже дает о себе знать. В текущем отопительном сезоне, как я уже отмечал, удалось не допустить роста крупных аварий, но число мелких аварий и сбоев (более 12 тыс.) на объектах ЖКХ на 20% превысило уровень прошлого года.
Произошли они главным образом в основном из-за ветхости основных фондов. Обращает на себя внимание возросшее число техногенных сбоев на магистральных тепловых сетях, принадлежащих субъектам «большой энергетики» (это было в Вологде, Омске, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах), всего - 264 техногенных сбоев (в прошлом ОЗП их было 232 - рост 13,8%). Все это следствие недостаточности вложений.
Проанализировав неудачи и успехи, мы предлагаем новый подход к реформированию и модернизации отрасли. Нами разработана «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы», которая 15 апреля будет представлена на рассмотрение в Правительство.
Все предыдущие проекты модернизации носили точечный характер. Инвесторы включались в основном в высокодоходные и быстроокупаемые проекты. Сегодня мы считаем необходимым задействовать комплексный подход. Подчеркну, теперь ни один проект не будет реализован без комплексной проработки.
В рамках реализации программы нам предстоит:
- внести изменения в нормативно-правовую базу в части тарифного регулирования, развития концессионных соглашений, внедрения энергосберегающих мероприятий;
- создать систему обучения эффективных профессиональных управляющих;
- организовать систему учета и контроля коммунальных ресурсов;
- создать предпосылки для формирования оптимального баланса выработки и потребления коммунальных ресурсов в поселении.
Впервые федеральная программа в ЖКХ нацелена на стимулирование развития отрасли уже на этапе предпроектных работ. Такой механизм обеспечивает не только адресность поддержки, но и позволяет добиться высокой эффективности использования привлекаемых средств.
Во-первых, возвратность и платность обязывают к рациональному подходу.
Во-вторых, наличие качественной предпроектной документации наряду с понятной политикой муниципалитета делают проект привлекательным для частного инвестора.
В Программе будут использованы механизмы управлением привлекательностью проектов:
- концессионные конкурсы и соглашения;
- формирование, тиражируемых инвестпроектов.
Финансирование проектов предполагается в объеме 4 трлн. 099 млрд. рублей в период до 2020 года. Причем частные инвестиции составят 2 трлн.555 млрд. рублей, а федеральные вложения 422 млрд.рублей при софинансировании субъектов Федерации в 407 млрд.рублей.
Привлечение в коммунальное хозяйство недорогих долгосрочных заемных ресурсов предполагается производить с привлечением широкого круга кредитных организаций, а также с использованием механизма выпуска специальных долгосрочных инфраструктурных облигаций субъектов Федерации, хозяйствующих субъектов - инициаторов инвестиционных проектов. При этом институты развития могут быть использованы для предоставления кредитным организациям долгосрочных источников финансирования.
Реализация проектов, которые не могут быть осуществлены исключительно за счет кредитных ресурсов, предполагается осуществлять за счет средств хозяйствующих субъектов и муниципальных бюджетов с возможностью субсидирования из регионального и федерального бюджетов. Это в первую очередь, касается проектов в малых городах и сельских населенных пунктах.
Считаем, что ускорение модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках программ комплексного развития позволит преодолеть критическое отставание российских технологий в отрасли от зарубежных конкурентов.
Еще одним важным направлением работы станет тарифное регулирование, переход к экономически обоснованным тарифам при одновременной социальной поддержке малоимущих граждан.
Проблема роста тарифов сейчас очень раскручена в СМИ, однако подчеркну, что проведенный нами анализ показал, что там, где произошел рост тарифов - это прямое следствие непоследовательного проведения реформы ЖКХ.
Основные проблемы отмечены в тех муниципальных образованиях, где только с 2010 года были приняты решения, которые должны были выполняться в течение последних 5 лет: ликвидация перекрестного субсидирования в тарифах организаций коммунального комплекса, установление экономически обоснованных тарифов и надбавок, обеспечивающих реализацию инвестиционных программ, пересмотр и принятие дифференцированных нормативов потребления, прекращение дотаций организациям коммунального комплекса
Эти факторы в совокупности по отдельным муниципальным образованиям дали рост платежей на 50 и более процентов. А есть населенные пункты, где все эти шаги были предприняты одновременно, что вызвало двукратный рост платежей.
Никто не просчитал общего воздействия принимаемых шагов - ни региональные органы регулирования, ни главы муниципалитетов. Хотя было очевидно, что уже принятие только одного из вышеуказанных шагов вело к превышению предельного индекса изменения платежа.
Без адекватных оперативных мер угроза серьезного повышения тарифов сохранится и в дальнейшем.
С одной стороны, благодаря действиям регулятора рост стоимости услуг ЖКХ был ниже темпов роста доходов населения. При этом, нам до сих пор не удалось выйти на полную оплату услуг по экономически обоснованным тарифам. Сегодня оплата услуг ЖКХ населением составляет 82,8% от реальной стоимости услуг. Стоимость услуг на одного человека в месяц достигла в 2009 году 1225 рублей (12,1% роста по сравнению с 2008 годом). При этом число граждан, обратившихся за субсидиями, не превышает 7,8%, при средней величине субсидий на человека в месяц 854 руб. и стабильно высокой собираемости платежей населения - 92,9%.
Однако, потребители по-прежнему оплачивают потери, возникающие вследствие износа основных фондов ЖКХ. Потери воды все еще составляют до 20%, электроэнергии - до 15%, тепловой энергии - до 40%.
Наряду с этим недооснащенность приборами учета составляет сегодня 58%. В условиях отсутствия объективной информации о реальном потреблении ресурсов, начинаются злоупотребления с обеих сторон (одни завышают отпущенный объем, другие - не платят за него). Отсюда невозможность решения проблемы энергоэффективности, поскольку только конечный потребитель, который платит за коммунальные услуги, может заставить все передаточные звенья приступить к модернизации.
Считаем, что в качестве первоочередных мер по сдерживанию необоснованного роста тарифов:
Необходимо совместное с регионами обобщение и анализ информации с целью подготовки решений, способных повлиять на рост тарифов в 2011 году. Считаем также целесообразным создание Единой информационно-аналитической системы, обеспечивающей сбор и обработку информации об устанавливаемых тарифах организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг.
В правилах предоставления коммунальных услуг необходимо ввести обязательность приборного учета и отменить возможность перерасчета платежа по итогам года. Там, где приборы учета уже установлены, мы должны в обязательном порядке перейти на двуставочные тарифы по теплу, что выровняет размер платежа внутри года.
Мы окажем практическую помощь регионам в части ускорения разработки нормативной базы.
В разработанные нами критерии жилья экономкласса заложены требования по энергоемкости на один кв. метр. Эти критерии - рекомендация, но их исполнение позволит снизить уровень оплаты жилья и обеспечить контроль расходы потребителя. Прошу обязательно использовать их в работе.
С 2010 года впервые предельные индексы платежей не устанавливались на федеральном уровне. Возможно, это было преждевременным решением и имеет смысл передать полномочия по установлению тарифов организаций коммунального комплекса и нормативов потребления коммунальных услуг на уровень субъектов Федерации с правом делегировать эти полномочия тем органам местного самоуправления, где имеются профессиональные регулирующие органы.
Также рассматривается возможность организации и обеспечения централизированной поставки топлива для нужд ЖКХ по фиксированным ценам, но этот вопрос требует дополнительной проработки.
Необходимо также в кратчайшие сроки разработать Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальных образованиях и в субъектах Федерации.
Кратко остановлюсь на перспективах жилищной политики, которая напрямую задает тон развитию коммунальной инфраструктуры.
Сразу отмечу, что финансирование отрасли не сократится. Продолжится стратегическая поддержка строительной отрасли. Нами разработана программа «Жилище» с финансированием в 301 млрд.рублей до 2015 года, проект стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года.
Также мы определили шаги, представляющиеся нам наиболее эффективными как в краткосрочной, так долговременной перспективе. Здесь наши приоритетные направления:
Повышение спроса на вновь построенное жилье. Для этого мы полагаем необходимым:
- обеспечить выдачу банками ипотечных кредитов по ставке 11% годовых уже в первой половине 2010 года;
- снизить размер первоначального взноса по ипотечным кредитам до 15-20% от стоимости жилья, за счет ипотечного страхования, а также рассмотреть возможность направления средств материнского капитала на первоначальный взнос при ипотечном кредитовании. По нашим расчетам перечисленные меры позволят увеличить объемы ипотечного кредитования в 2010 году до 190 тыс. кредитов на общую сумму 350 млрд. рублей.
Для повышения эффективности финансовых вложений мы планируем обобщить планы по потребности в обеспечение жильем Минобороны, МВД России, других министерств и ведомств, формирующих свои жилищные программы и программы строительства с участием институтов развития (Фонда ЖКХ, Фонда РЖС, АИЖК) и банков с государственным участием для объявления консолидированного заказа для его размещения на строительном рынке и формирования публичного перечня проектов жилищного строительства. Это позволит застройщикам спланировать работу, а государству в плановом порядке по возможно минимальным ценам закупить жилье. Это станет сигналом о том, что эти стройки в обязательном порядке будут доведены до конца.
В развитие работы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан мы планируем пересмотреть механизмы предоставления социальных выплат по государственным жилищным сертификатам и в большей мере направить данный ресурс на стимулирование жилищного строительства. Согласно проекта «ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы» Минрегион России будет вправе расходовать средства федерального бюджета в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ...» не только на предоставление социальных выплат, но и строительство и приобретение жилья для граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В первоочередном порядке эта работа будет вестись в отношении граждан, уволенных с военной службы. Необходимые документы будут подготовлены нами в апреле.
В обязательном порядке будут обеспечены жильем все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Это приведет к значительному вливанию средств отрасль.
Нами проведен анализ, который показал, что основные потери времени и средств участников рынка сосредоточены при определении градостроительных регламентов для земельного участка и приобретении прав на него, получении доступа к инфраструктуре, а также при экспертизе проектной документации. В результате временные затраты, которые по нормативам не превышают 100 дней растягиваются до двух лет. В настоящее время нами разработаны и представлены Председателю Правительства предложения в комплекс мер по ликвидации существующих административных барьеров.
По проведенным расчетам реализация комплекса предлагаемых мер по всем указанным направлениям позволит в 2010 году обеспечить объем ввода жилья порядка 60 млн. м2 и задел на период 2011-12 годы.
Еще раз подчеркну, что все наши действия в жилищной и коммунальной сфере тесно увязаны друг с другом. Только так можно добиться реализации стоящих перед нами масштабных общегосударственных задач. Еще одно необходимое для этого условие - это объединение усилий всех ветвей и уровней власти. В этой связи хочу обратить особое внимание на стратегические задачи, решение которых невозможно без участия регионов.
1. Воспитать чувство собственника у основного потребителя коммунальных услуг - населения, повысить ответственность за содержание своего имущества и требовательность к организациям, предоставляющим ему услуги.
Это, безусловно, дальнейшее развитие института ТСЖ и поддержка проекта всероссийской политической партии «Единая Россия» «Управдом».
2. Совершенствование системы ценообразования с учетом баланса интересов всех участников процесса (и большой энергетики, и мелких муниципальных сетей и управляющих компаний). Важный элемент тарифной политики - учет платежеспособности населения, а также реалистичный прогноз ценовых последствий принимаемых технических и инфраструктурных решений.
3. Системная модернизация жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, которые нельзя больше откладывать. Необходимо на региональном уровне разработать меры поддержки бизнеса, способствующие его привлечению (включая зарубежных инвесторов) к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, развитие частно-государственного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг.
Очевидно, что перечень возможных предложений не ограничивается рамками моего выступления. Рассчитываю, что в ходе работы Форума появятся новые концепции и законодательные предложения, которые лягут в основу направлений работы Министерства в 2010 году, будут полезны для организации работы профильных министерств и ведомств.
На текущей неделе состоится заседание Коллегии министерства. На этом мероприятии мы готовы рассмотреть все конструктивные предложения участников Форума.
Желаю вам успешной работы.
Спасибо за внимание.