Информационно-аналитический портал «Энергетика и ЖКХ»: "Манипуляции властей с тарифами в ЖКХ: одной рукой ограничивают, другой - подгоняют!".
Для роста тарифов установили предел
Теперь предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам будут утверждаться на уровне правительства РФ. По закону региональные власти больше не смогут повышать плату за услуги ЖКХ более чем в полтора раза от установленного правительством уровня. По мнению законодателей, это позволит уйти от практики безосновательного повышения тарифов для населения.
«Если сегодня вы платите за коммунальные услуги 100 рублей, то в следующем году, если индекс установлен на уровне 6%, вы больше 106 рублей не заплатите», — пояснил «Российской газете» один из авторов закона, зампред Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Павел Качкаев.
Система должна работать так: правительство, например, решило, что платежи за коммунальные услуги в течение трех лет повысятся на 10%. Губернатор региона может довести эту цифру максимум до 15%, но если захочет повысить больше, то надо будет договариваться с муниципалитетами. В исключительных случаях муниципалитет также может увеличить плату за коммунальные услуги сильнее, чем предписывается, но для этого должно быть подробное обоснование. По замыслу, с 2014 года новая схема регулирования тарифов начнет обкатываться в пилотных регионах. По мнению авторов документа, это предложение позволит сделать рынок ЖКУ прогнозируемым и стабильным как для граждан, так и для бизнеса.
Директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Сергей Сиваев в разговоре с корреспондентом РИА «Энергетика и ЖКХ» назвал ограничение роста стоимости жилищно-коммунальных услуг популистской мерой. «Вместо того чтобы рационально потреблять, заниматься энергоэффективностью, мы пытаемся сдерживать цены, применяем не экономический, а административный подход. Ничего хорошего от него не бывает. У нас очень похожая ситуация была после кризиса 1998 года, когда правительство Примакова на три года заморозило тарифы – начали замерзать города, народ стал массово уходить из коммунального сектора, возросла аварийность. После этого в 2003-м тарифы отпустили, ситуация стала улучшаться, в ЖКХ стал приходить бизнес. Мы никак не можем найти «золотую середину» — шарахаемся из одной крайности в другую», — уверен эксперт.
Сергей Сиваев напоминает, что по прогнозам минэкономразвития тарифы на коммунальные услуги должны расти ниже темпов инфляции, то есть в реальных ценах должны снижаться. Это политическое желание. Будет ли так на самом деле сложно сказать, потому что есть серьезные угрозы, что как только у нас резко увеличится аварийность, вся политика, связанная со сдерживанием тарифов может быть быстро прекращена, как это было 15 лет назад.
О ценах будут спрашивать население
Также россиян планируют привлекать к обсуждению цен на услуги ЖКХ. Так, в первые рабочие дни 2014 года Госдума планирует рассмотреть законопроект, предполагающий проведение публичных слушаний по вопросам установления жилищно-коммунальных тарифов. Согласно законопроекту, цены в платежках могут измениться только после проведения таких мероприятий. По мнению авторов документа, обязательное проведение слушаний по вопросам установления тарифов ЖКХ станет одной из действительных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. И обеспечит контроль за деятельностью муниципальных властей в этой сфере.
Регулированию рынка теплоэнергетики нашли альтернативу
Для потребителей ложку дегтя в инициативы по сдерживанию платежей за услуги ЖКХ внесло Минэнерго, опубликовав 31 декабря 2013 года на сайте министерства проект поправок к закону «О теплоснабжении». Согласно нему к 2020 году в России должна произойти либерализация цен на тепло — переход от регулируемых тарифов, устанавливаемых региональными энергетическими комиссиями (РЭК), к свободным долгосрочным договорам теплоснабжающих организаций и единого поставщика тепла. Услуги теплоснабжающих организаций должны быть не дороже так называемой индикативной цены: она рассчитывается как минимальная стоимость производства и поставки тепловой энергии «с использованием наилучших доступных технологий».
Резкий переход к экономически обоснованным тарифам привел бы к росту цен во многих регионах — в среднем по России тариф на тепло поднялся бы на 26%. Поэтому Минэнерго предусмотрело переходный период, который позволит растянуть этот скачок на несколько лет, пишет «Коммерсант». Если текущие цены на тепло ниже индикативной, власти региона должны выбрать момент, когда они ее достигнут, но не позднее начала 2020 года. Если существующие цены в регионе уже выше индикативной, то они замораживаются до момента, пока не сравняются с индикативной, а переходный период для них завершается 1 января 2016 года.
Однако у властей регионов останется возможность сохранить действующую систему регулирования цен на тепло. Правительство может признать зону регулируемой в трех случаях: если продажа электрической мощности от комбинированной выработки (ТЭЦ, производящие одновременно и электроэнергию, и тепло) осуществляется по регулируемым тарифам (это в основном регионы Дальнего Востока и севера России), если теплоснабжающие организации получают госсубсидии или если более 15% в тарифах на тепло приходится на возврат инвестиций в модернизацию.
Устанавливать индикативные цены будет Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Служба также определит сроки перехода на индикативные цены для региона, если он сам до 1 июля 2014 года этого не сделал.
Законопроект нацелен создать экономические стимулы для привлечения инвесторов в теплоснабжение и модернизации отрасли при справедливой цене на тепловую энергию для конечных потребителей, следует из пояснительной записки к проекту Минэнерго.
Сергей Сиваев из Института экономики города назвал идею с либерализацией цен на тепло «небесспорной». «Действительно в Северной Европе сложилась практика, когда тарифы в централизованном теплоснабжении не регулируются, а определяются исходя из неких альтернативных технологий. Идея имеет право на обсуждение, но для этого альтернативы должны существовать, хотя бы виртуально. У нас их пока нет. Сама по себе идея неплохая, но с точки зрения реализации до практики еще достаточно далеко — то есть это не сегодня и не завтра. Это нужно обсуждать, говорить, как это сделать», — пояснил эксперт.
По его словам, не все европейские страны пошли по такому пути формирования цен на тепло. Например, в Дании, где высокий уровень централизации теплоснабжения, регулирование тарифов аналогично нашему. «Договорные цены не везде работают. Тут есть плюсы и минусы», — считает Сиваев.
Автор/источник - Мария Худовекова, http://ejnews.ru